Самый подробный чек-лист по выбору фотографа в Италии

Вы уже забронировали отель и билеты, составили маршрут путешествия и даже приобрели билет на купол Брунеллески. И задумались о том, что хотите красивых фото из поездки. Скорее всего, вы уже зашли в инстаграм и ввели тег #фотографвиталии. А там - полная mamma mia! Чтобы не было мучительно больно за бесцельно выкинутые евро, подготовили для вас полный чек-лист по выбору фотографа в Италии (да и в любой другой стране) и расшифровали маркетинговые уловки фотографов и «фотографов».

 

Этот чек-лист поможет сориентироваться в обилии предложений: детально рассказываем, куда конкретно смотреть на фото, чтобы увидеть его достоинства и «косяки» и углубляемся  в тонкости, которые путешественники без опыта работы бильд-редактором чаще всего не знают.

Итак,  прежде чем перевести аванс фотографу и забронировать день съемки, проверяем: 

1. Наличие у фотографа сайта с портфолио

Только на сайте вы сможете:

  • РАССМОТРЕТЬ ФОТОГРАФИЮ В ДЕТАЛЯХ. Все социальные сети ужимают картинки, то есть реальное качество фото вы не увидите . Да и сами картинки просто маленькие. Например, горизонтальное фото в инстаграм на экране восьмого айфона - это 6х4,5 см. То есть по ширине в два раза больше фотографии на паспорт и в два раза меньше самого доступного формата для печати. Вы действительно можете рассмотреть там детали? (о том, что конкретно смотреть – читайте в пункте 2). Когда вы получите готовые фотографии, вы будете рассматривать на экранах компьютеров, которые в 8-15 раз больше площади фото в инстаграм.  
  • УВИДЕТЬ СЕРИЮ ФОТО с одними героями, оценить, насколько им комфортно с фотографом и какая атмосфера во время съемки,  локации, как фотограф работает со светом, помогает ли героям с выбором поз и многие другие параметры, сделать выводы о которых по одной фотографии невозможно. Спойлер: даже если вся фотосессия прошла отвратительно, одна «фоточка для инстика» точно получилась. Но стоит ли делать по ней выводы? Смотрите серию фото.
  • УБЕДИТЬСЯ, что это действительно работы выбранного вами фотографа . Увы, в инстаграм наша редакция была свидетелем не единичных случаев, когда «портфолио», да и сам блог, состояли из чужих снимков. Это прямое введение в заблуждение, каким будет результат обращения к такому «фотографу», если он вообще будет, вопрос открытый.

2.  Мусор на фотографии  

Это то, куда обычно не смотрят на чужих фото, но то, что сильно разочаровывает на своих. Итак, смотрим:

  • ОКУРКИ, мусорные бачки,  лишние люди на заднем плане и прочие «бонусы», которые не трудно убрать в фоторедакторах, но эта работа требует времени и внимательности. Вам точно нужны потом комментарии из разряда «даааа, грязненько в этой вашей Италии»? Нет? Тогда рассмотрите внимательно несколько серий автора, отношение к таким деталям, как правило,  носит системный характер. Впрочем, ради «фоточек в инстике» мало кто напрягается,  на маленьких кадрах «бонусы» почти не видно, но тоже самое фото на экране ноутбука может неприятно удивить.
  • ВОЛНИСТЫЕ СТЕНЫ, МОСТЫ И ПАЛАЦЦО. Итальянские зодчие, безусловно, были гениальны. Но вот подстраиваться под уровень талии потомков они не умели. Внимательно смотрите на уровень груди, талии и бедер девушки на фото и на предметы в этой зоне, а так же на уровень волос. Стараясь сделать героиню стройнее, а волосы пышнее при обработке, фотограф иногда заставляют «плыть», то есть искажают окружающие объекты . Это свидетельствует о низком уровне владения инструментами ретуши.
  • КОЖА ЛИЦА. Тут решать только вам, насколько нафотошопленным\естественным вы хотите видеть свое лицо на фотографиях. Но на ЦВЕТ кожи внимание все же обратите: работа со скинтоном (цветом кожи) - не самый простой процесс, который в многом зависит от самой съемки. При ретуши на этот момент часто «забивают», ограничиваясь замазыванием прыщей и заблюриванием морщин. В итоге вы видите зеленый рефлекс, то есть зеленоватый, не очень здоровый, цвет лица на фотографиях в прекрасном саду с магнолиями или в виноградниках.
  • ЯЙЦЕГЛАЗЫЕ ФОТОГРАФИИ, то есть портреты с белками глаз, доведенными до цвета офисной бумаги для принтера. Это так же «модно», как фото невесты на ладошке жениха в свадебных фотографиях. А утрированную белизну зубов высмеяли еще 20 лет назад в сериале «Друзья».
  • ОЙ, У ВАС В ГОЛОВЕ БАШНЯ! Смотрите, не «растет» что-то из головы\ плеч героев съемки. Ошибка типичная и нелепая.
  • ЭТО ЧТО, ФОТООБОИ?! Обратите внимание на то, как проработан задний план. Если у вас возникло ощущение, что герои съемки стоят на фоне фотообоев, просто переходите к изучению другого портфолио. Дальше анализировать нет смысла.

3. Обилие пресетов, то есть фильтров на фотографиях

Из нормальной фотографии можно сделать модную, наложив фильтр. Из модной нормальную – никогда. Пресеты в фотошопе - это те же фильтры в инстаграм, мода на которые меняется каждые полгода. А еще фильтрами можно замаскировать плохую исходную фотографию и неудачный скинтон. У многих найдутся фотографии их юности с макияжем и одеждой из категории «мамочки, зачем я делала ЭТО с собой», которые мы никому не показываем. Фото с сезонными пресетами устаревают также быстро, как цветные стрелки и черная помада. А вам же нужны воспоминания на всю жизнь?

Этот пункт не касается съемок, в которых специфическое тонирование было сформулировано в техническом задании, например фотосессия для блогера, проект которого имеет специфическое визуальное оформление.

4. Содержимое портфолио, на что еще нужно обратить внимание   

  • ТОЛЬКО МОЛОДЫЕ МОДЕЛИ. Да, юные лица и стройные фигуры – это красиво, такое портфолио смотрится эффектно (на самом деле не всегда). Но вы точно умеете снимать людей 30+? А тех, кто больше 42 размера или, о ужас, вообще plus size? Если умеете, почему не показываете эти работы? Вы считаете этих «старичков» недостойными визуальной сказки вашего портфолио? Или просто не умеете увидеть красоту в разных возрастах и комплекциях? Однообразие портфолио - это повод задуматься, знает ли фотограф нюансы работы с разными типами людей.
  • ТОЛЬКО ОДНО ВРЕМЯ ГОДА. Снимать девушек в летящих платья в полях цветов не трудно, а если на улице зима и природа не подыгрывает фотографу? Вы точно справитесь с этой задачей?
  • РАКУРСЫ. Да, во время путешествия хочется не просто фото себя, а фото себя в атмосфере! Обращайте внимание на то, как фотограф решает этот вопрос. Элементарный прием, которым регулярно злоупотребляют: присел, снял снизу и вуаля! Старинный палаццо весь в кадре! А вы получаете бонусом маленькую голову со всеми вашими подбородками (даже теми, о которых вы не знали), тяжелую зону бедер\попу и ноги, визуально длиннее, но с 42 размером обуви. Это закон перспективы - все, что ближе, кажется крупнее. Резюмируя: вы точно хотите на фото быть троллем у палаццо?
  • ПРИСЛУШАЙТЕСЬ К СВОИМ ПЕРВЫМ ВПЕЧАТЛЕНИЯМ. Если при просмотре фото, не важно на сайте или в аккаунте в соцсетях, у вас возникло впечатление "эммм, это точно не на четвертый айфон снято?", уходите. Ваши фото и ваши впечатления уже от своих фото будут точно  такими.

5.Коммерческое предложение

Оно должно быть внятно сформулировано, то есть указаны цена и что входит в стоимость услуги. Обращайте внимание на следующие формулировки, в том числе в переписке с фотографом.

  •  «СЪЕМКА ОТ ХХХ  ЕВРО»

 Все мы помним в магазинах рекламу распродаж «скидки ДО 80%». На практике оказывается, что такая вещь может быть одна и она уже давно продана, а скидка на самом деле - 20%. Так же и с формулировкой цены, начинающейся с предлога «ОТ».

  • «Я ОТДАМ ВАМ ВСЕ УДАЧНЫЕ КАДРЫ»

Что думаете вы: «ооо, я получу почти в два раза больше фотографий, ура-ура!»

Что думает фотограф: «отдам все, что получилось в фокусе и с открытыми глазами за дополнительные 15-30 евро».

Что вы получите на самом деле: 4-10 практически одинаковых снимков в одной позе с незначительными изменениями, из которых один отретуширован хорошо, а остальные, в лучшем случае, прошли цветокоррекцию, то есть они заведомо будут отличаться в худшую сторону. 

Вот сейчас задумайтесь, ЗАЧЕМ они вам? 4-10 фотографий, большую часть из которых вы точно не будете использовать в соцсетях, не напечатаете, будете пролистывать при просмотре, они будут заниматься место на жестком диске компьютера/облачного хранилища. Вы точно хотите платить за второсортные снимки, ведь все хорошие фотограф сам отберет для ретуши. Кстати, редкий фотограф отдает ровно то количество фото, которое указано в пакете услуг, чаще всего их больше. Фотографу это не сложно, а клиенту – приятно! 

  • "Я СДЕЛАЮ БЫСТРО, МНОГО И СОВСЕМ НЕДОРОГО"

Отдельного детального разбора заслуживают внешне очень «вкусные»  предложения типа  «фотосессия -экспресс – 1 час  – 100  (110, 120, …150  и  т.д.)  обработанных фото». Звучит действительно  заманчиво!

Теперь давайте разберем  на примере тайминга часовой съемки во Флоренции.

  • В 7.00 вы  встречаетесь в точке начала прогулки.
  • приветствие, поправление макияжа + фотографу нужно немного времени, чтобы достать камеру, выставить настройки камеры и оценить  ракурсы героев съемки  - 5 минут
  • вам нужны 100 фото из одного места, если вы в поездке? Скорее всего нет, значит вы будете перемещаться по городу. Стандартный маршрут «собор Санта Мария дель Фиоре  - площадь Синьории – мост Понте Веккьо» пешком в кроссовках занимает 12-15 минут. На съемке вы скорее всего будете в туфлях. То есть переходы между локациями займут  около 20 минут, если вы не делаете остановок для фото. Включим сюда время на припудривание, проверку внешнего вида и  то время, что потребуется фотографу для адаптации к новым световым условиям (в этих местах ранним утром свет везде разный).
  • итого из обещанного часа  съемки у вас 35 минут, то есть, если округлить, по 12 минут на каждую локацию. За эти 12 минут вам нужно сделать 33 РОЗНООБРАЗНЫХ кадра, то есть В МИНУТУ вам нужно выдавать  3-4 разнообразные позы и эмоции, в которых вы ГАРАНТИРОВАННО ХОРОШИ,  а фотографу – менять положение со скоростью электровеника и снимать без брака (так не бывает никогда).  Вы так можете? ДА?! Вас случайно зовут не Джиджи Хадид (топ-модель с обложек Vogue и гуру позирования)? Но только при таком раскладе у вас есть шанс получить сотню действительно разнообразных фото, а не пачку симиляров (фотографий, разница в которых практически незаметна и в коммерческой, например рекламной\ стоковой фотографии, является браком в выполнении технического задания  и не оплачивается\не принимается  заказчиком\стоками).
  • 8.00 окончание съемки.
  • ИТОГ:  вы уверены, что вы получите 100 фото, ВСЕ из которых сможете напечатать или повесить в соцсети? Или будете 2\3 из них просто  пролистывать при просмотре (см.предыдущий пункт)? И вы уверены, что у вас не попросят еще 100 евро за второй час работы? Помните, что все риски, в том числе за испорченный отпуск и лишние траты, только ваши. Ведь вы сами согласились на эти условия, польстившись на заманчивое предложение.

Вопрос о том, почему в рабочих профилях фотографов в социальных сетях (чаще всего) и на сайтах (реже, но тоже встречается) не указаны цены\вилка цен, давно беспокоил редакцию. В рамках подготовки этого чек-листа, мы решили проверить одну теорию.

 

По нашей просьбе две девушки отправили запросы восьми итальянским фотографам из числа экспатов (пятеро из них работают в Риме, по одному - в Милане, Венеции и Тоскане). Запросы были с одинаковым техническим заданием на съемку: 2,5-3 часа прогулки по городу, несколько переодеваний. Все запросы были сделаны в директ инстаграм. Один запрос делала девушка, у которой в профиле фото котиков и селфи в примерочной H&M, у второй – сумочка Сhanel и многочисленные фото из путешествий. 

 

Из восьми полученных ответов ТОЛЬКО У ОДНОГО фотографа были одинаковые цены на съемку обеих героинь. В семи остальных случаях девушке, которая выглядела более обеспеченной, предлагалось заплатить больше. Разница в цене составила 70-190 евро. Теперь делайте выводы сами, почему нет цен и стоит ли сотрудничать с такими фотографами. И да, все заявления типа «я не хочу, чтобы мои цены знали конкуренты» звучат крайне неубедительно, а выяснить эту информацию не составляет труда.

UPD.

Публикация кусочков этого материала на странице в инстаграм шеф-редактора первого сити-блога о Флоренции  @florence_reporter вызвала настоящую дискуссию среди фотографов и "фотографов". Приводим лишь некоторые комментарии.

 

Редакции нечего добавить,  выводы делайте сами.

6.Социальные сети 

Изучите профиль фотографа в социальных сетях - аккаунт или страницу, где автор ПРОДАЕТ и продвигает свои услуги. Рекомендуем обращать внимание на следующие моменты:

  • СТОРИС В ИНСТАГРАМ и любая другая демонстрация в формате было/стало с обработкой фотографии клиента. Если я хочу показать свои мешки под глазами и прыщи, то зачем обращаться к фотографу? Какого черта он все это демонстрирует? Исходники фото - это как врачебная тайна между вами и гинекологом. Если фотографу плевать на приватность, подумайте, что еще может оказаться в сети без вашего согласия и надо ли оно вам.
  • ОБИЛИЕ  сторис во время фотосъемки и прямые эфиры во время фотосессии. Если в контексте почасовой оплаты фотограф начинает тратить время не на вас, это вызывает вопросы. Ну и приватность из пункта выше.
  • ОБИЛИЕ ФОТО САМОГО ФОТОГРАФА,  когда таких снимков больше, чем его работ. Как правило, это свидетельствует о том, что своих работ, по крайней мере таких, которые хочется показать, может не быть, так что  вам придется выискивать крупицы творчества в лавине селфи их автора.

ПУТЕШЕСТВУЙТЕ МНОГО И ДЕЛАЙТЕ ЭТО С УМОМ!